В «Минских соглашениях» речь идет о территориях Донецкой и Луганской областях (ОРДЛО), которые не находятся под контролем Украины.
Предлагаю: территории Донецкой и Луганской областей находящиеся под контролем Украины переименовать в Мариупольскую область и Северодонецкую область (названия могут быть любые). Для этого надо внести поправки в Конституцию Украины, добавив две новые области и сохранив уже имеющиеся в ней названия Донецкой и Луганской областей.
Обоснование. Принятие данного решения значительно ограничит желание Путина и его марионеток на распространение «русского мира» на территории, контролируемые Украиной. Позволит защитить граждан Украины, живущих сегодня на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей от запугивания и физической расправы пророссийски настроенных сепаратистов, если произойдет возвращение территорий ОРДЛО в состав Украины.
Это решение совершенно не противоречит «Минским соглашениям», но одновременно значительно усиливает позиции украинской власти в переговорах по данному вопросу. Каким образом?
Российская сторона требует принятия Закона об особом статусе ОРДЛО. Отлично. Надо предложить российской стороне и главарям ОРДЛО самим написать данный «Закон» который не должен противоречить украинскому законодательству, согласно «Минских соглашений». При этом отметить, что «особый статус» подразумевает особый подход.
Что же касается государственной поддержки социально-экономического развития территорий ОРДЛО, следует отметить, что Украина не имеет возможности вкладывать в ОРДЛО больше средств, чем их перечислено с территорий ОРДЛО в бюджет Украины и в пенсионный фонд Украины. Это также касается дотационных выплат находящимся на территории ОРДЛО угольным предприятиям. Это справедливо, так как нельзя развивать одну территорию в ущерб других территорий.
Что же касается содействия центральных органов власти Украины трансграничному сотрудничеству территорий ОРДЛО с регионами Российской Федерации, надо заявить, что украинская власть берет на себя данные обязательства после полного вывода российских войск с украинской территории в границах, признанных международным сообществом.
В принципе можно согласиться со всеми пунктами «Минских соглашений», включая проведение выборов на основе специального «Закона», «разработанного» в ОРДЛО. Не надо бояться, что украинские политические партии не смогут принять участия в местных выборах в ОРДЛО. Пусть выбирают кого хотят и живут, как смогут. Все это временно.
Если речь идет об «особом статусе» для двух украинских территорий (ОРДЛО), вполне логичным будет предусмотреть в «Законе» «особый порядок» пересечения гражданами Украины административной границы ОРДЛО и остальной украинской территории, чтобы избежать возможных конфликтов, так как граждане Украины, проживающие в ОРДЛО длительное время, находились вне юрисдикции Украины и должны ознакомиться со своими правами и обязанностями. Для этого нужно время.
Для Украины важно взять контроль над своей государственной границей. Украинские войска должны оставаться на тех местах, где находятся сегодня и если Украина возьмет под свой контроль свою восточную государственную границу, это будет означать, что и территория ОРДЛО будет контролироваться украинской властью. Проведение местных выборов на всей территории Украины может проходить без одновременного проведения выборов в ОРДЛО.
В «Минских соглашениях» четко прописаны требования российской стороны к закону Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», то есть пункты, которые обязательно должны быть в этом «Законе». Удивляет то, что совершенно отсутствуют пункты, которые бы желала видеть в этом «Законе» украинская сторона. Ведь подписание этого «Закона» было согласовано с действующим в тот момент президентом Украины. Очень странно. Это надо расценивать так, что у украинской стороны не было замечаний к подписанному документу. По-другому это расценивать нельзя.
Сегодня российская сторона настаивает на полном выполнении подписанного соглашения и не желает рассматривать вопрос о внесении каких-либо изменений в связи с изменившейся ситуацией. Украинская сторона поставлена в очень неудобную позу и ее обвиняют в срыве «мирного процесса».
Путин (Россия) ведет свою «игру». Давайте «подыграем» Путину, но по-своему – по-украински. Не надо ни в коем случае согласовывать с российской стороной вопрос о переименовании территорий Донбасса, находящихся под контролем Украины. Естественно, что российская сторона и главари ОРДЛО будут категорически против, приводя различные доводы. Действующей власти Украины надо просто внести изменения в Конституцию и поставить российскую сторону перед фактом появления двух новых областей. В Украине проходит реформа местного самоуправления и децентрализация, а ряд украинских областей, в том числе Донецкая и Луганская, по своим размерам больше некоторых европейских государств, что усложняет управление ими. Это аргумент, который трудно оспорить.
Одновременно надо внести в Конституцию дополнения, которые предусматривают «особый статус» ОРДЛО. В этих изменениях надо обязательно указать все вышеперечисленные вопросы, которые должны быть предусмотрены в законе Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
После этого предложить российской стороне разработать и внести украинской стороне проект «Закона», в котором обязательно должны быть предусмотрены все положения, которые уже стали частью украинской Конституции. Увеличение количества областей в Украине не имеет никакого отношения к «Минским соглашениям». Это внутреннее дело украинского государства. В «Минских соглашениях» имеются требования российской стороны о закреплении в украинской Конституции, «предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учётом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)». То есть, внеся в Конституцию положение об особом статусе ОРДЛО и предложив российской стороне разработать Закон на эту тему с обязательным учетом положений, внесенных в Конституцию и уже ставших конституционной нормой, украинская сторона полностью выполнит российские требования.
Что будет делать российская сторона? Российская сторона либо согласится, либо откажется. Если согласится – хорошо. Если откажется – берет на себя ответственность за срыв «минского процесса». Есть еще третий вариант. Российская сторона согласится пересмотреть «Минские соглашения». Все три варианта более выгодны украинской стороне, чем российской.