За годы независимости нашего государства, а именно с 1991 до середины 2014 года было ликвидировано около 30-ти коммерческих банков, причем большинство из них из-за смены акционеров. Другими словами на протяжении около 23 лет банковская система Украины работала если не идеально, то вполне удовлетворительно.
И только после назначения на должность главы Национального банка Украины госпожи Гонтаревой В.А. оказалось, что работа банковской системы страны дала резкий сбой и «подлежит чистке». Было ликвидировано более 65-ти банков «по причине их неплатежеспособности», в том числе ряд крупных: системный «Дельта Банк», банки «Финансы и Кредит», «Надра», «Форум» и др.
Неплатёжеспособность банка определяет регулятор в лице Национального банка.
Следует заметить, что НБУ регулярно (ежегодно) проводит выездные проверки коммерческих банков, на основании которых определяется их рейтинг и периодичность проверок, кроме того, проводится ежедневный мониторинг банков, на основании которого определяется их текущее финансовое состояние и при необходимости применяются определенные санкции, вплоть до лишения некоторых пунктов лицензии в т.ч. привлечение вкладов населения, кредитование физических лиц и др.. Банки так же проходят внешний аудит аудиторскими фирмами, аккредитованными Национальным банком . Отсюда возникает вопрос: как при таких опытных руководителях Нацбанка как Ющенко В.А. (26.01.1993 – 11.01.2000) , Стельмах В.С. (21.01.2000 – 17.12.2002; 16.12.2004 – 23.12.2010), Тигипко С.Л. (17.12.2002 – 16.12.2004) была допущена «оплошность» в определении неплатёжеспособности такого количества банков и как за такой короткий срок эту «оплошность» удалось «исправить» Гонтаревой В.А. ( с 20.06.2014).
После того как регулятор признал банк неплатёжеспособным, на основании Постановления НБУ, Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), возглавляемый господином Ворушилиным К.Н., своим решением в банк вводится временная администрация.
После окончания работы временной администрации, на сновании Постановления НБУ начинается процесс ликвидации банковского учреждения.
Все вкладчики ликвидируемых банков должны получить гарантированную Законом сумму в размере 200 000 гр. (правда этот процесс растягивается на многие месяцы). К тому же, даже если вклад был сделан в иностранной валюте вкладчик всё равно получит денежные средства в гривне – вложил золото, получил латунь. В валютном эквиваленте гарантированная сумма, из-за падения курса, при попустительстве того же Нацбанка (ещё одна «заслуга» Гонтаревой) уменьшились ориентировочно с 23,5 тыс. до 8,5 тыс. долларов США.
Тем вкладчикам, депозиты которых превышают сумму 200 000 грн. (8 500 долларов США), рассчитывать на полную компенсацию не приходится, так как после реализации всех активов ликвидируемых банков, суммы для покрытия задолженности перед вкладчиками естественно будет недостаточно. Тем более, что до выплаты компенсации физическим лицам, вырученные средства пойдут на покрытие затрат тому же Фонду гарантирования вкладов физических лиц, который до этого выплачивал гарантированные суммы физическим лицам – парадокс, не правда ли ?.
Миллионы вкладчиков теряют миллиарды гривен, а властным структурам страны нет необходимости их компенсировать и защищать своих граждан в соответствии со ст.41 Конституции Украины. Такое мы уже проходили в период становления независимости Украины, когда со счетов Сбербанка Украины исчезли миллионы тогда ещё рублей украинских вкладчиков. Но тогда украинский народ ограбила Россия, а сейчас родная страна.
Тем временем, тандем Гонтарева-Ворушилин, лишившие народ Украины миллиарды гривен, до настоящего времени продолжают занимать свои посты и продолжают «чистку (уничтожение) банковской системы Украины», подрывая доверие не только к отечественным банкам, но и в целом к государству УКРАИНА.
Но, кроме уничтожения банковской системы есть цивилизованный путь выхода из сложившейся ситуации. Этим путём пошли все страны постсоциалистического лагеря восточной Европы.
Для этого на базе ликвидируемых банков необходимо создать переходной банк, объединить все активы и пассивы таких банков. Вклады населения заморозить на срок от 3-х до 7-ми лет (в зависимости от суммы вклада), с начислением процентов по учётной ставки Национального банка Украины с ежемесячной их выплатой и погашением основной суммы от 1/7 до 1/3 ежегодно, в зависимости от срока вклада, начиная со 2-го года создания такого банка. И конечно же в этом процессе должно принимать государство, предусматривая в бюджете страны средства на финансирование такого банка и установив жёсткий контроль за его деятельностью.
Так же необходимо в срочном прядке внести изменения в Закон Украины о гарантировании вкладов населения в части увеличения суммы гарантированной суммы выплат в 2-3 раза, выплаты денежных средств в валюте вклада и изменении очерёдности выплат после реализации активов банка, предусмотрев в первую очередь интересы вкладчиков.