1. Эвтаназия - одна из самых чувствительных и болезненных проблем современности
Термин эвтаназия имеет греческие корни и означает "хорошая смерть". В одних странах сама постановка вопроса о помощи человеку в уходе из жизни кажется кощунственной, в других - это уже давно узаконенная практика. Из СМИ известно, что в том или ином виде эвтаназия легитимна и практически применяется в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швеции, Швейцарии, Израиле, частично в Австралии, в некоторых штатах США (Орегон, Вашингтон, Монтана, Вермонт, Калифорния; этот вопрос рассматривается еще в 10 штатах; в штате Джорджия эвтаназия запрещена). Бельгийский парламент узаконил эвтаназию и для несовершеннолетних. Как утверждают врачи штата Орегон, только 22 процента пациентов, решившихся на смерть под надзором медицинского персонала с 1998-2009 годы, мучились от физической боли; в остальных случаях они серьёзно страдали духовно. СМИ сообщали, что в Бельгии братья, теряющие зрение, смогли добиться разрешения на эвтаназию, даже не будучи безнадежно больными. Физически здоровая 24-летняя гражданка Бельгии добилась у врачей права на эвтаназию; из-за депрессии она больше не хочет жить, а необходимые методы ее лечения отсутствуют. Своей жизнью распоряжается больной, выбирая между эвтаназией и существованием с неприемлемым качеством жизни. Также в Бельгии отказали в эвтаназии преступнику, отбывающему пожизненное наказание за изнасилование и убийство. Схожих случаев в СМИ приводится много.
По индексу качества смерти (The Quality of Death Index), рассчитанному по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit, Украина в 2015 году находится на 69 месте из 80 охваченных исследованиями стран, между Колумбией и Эфиопией, занимая последнее место в Европе. Индекс качества смерти измеряет степень ухода за престарелыми и безнадёжно больными людьми в завершающий период их жизни, основывается преимущественно на уровне развития паллиативной медицины – системы помощи неизлечимо больным для облегчения их страданий. Никакое запредельное страдание без надежды на исцеление не облагораживает человека, увечит жизнь даже самых сильных личностей.
Давшие клятву Гиппократа, имеющие широкий спектр возможностей оздоровления, врачи в различных частях света отказываются от продления своей жизни при трудноизлечимых заболеваниях. Многие медики указывают в своих завещаниях отказ от реанимации, носят кулоны с надписью «Не реанимировать», «Не интубировать», тому подобное. Я не знаю о подобном и юридические следствия такого в Украине. Но об этом все больше появляется сообщений в СМИ со статистикой и врачебным анализом последствий лечения тяжелых заболеваний.
По итогам опроса, проведенного в октябре 2011 г. институтом Горшенина среди 1 тыс. респондентов в различных регионах Украины, установлено, что против эвтаназии выступают лишь 37,1% опрошенных. А поддерживают ее (в той или иной ситуации) около 62%. Противники эвтаназии нередко обосновывают свою позицию возможностью злонамеренных действий с использованием этого закона. В то же время Закон Украины от 16.07.1999 г. № 1007-XIV о трансплантации органов (а ст. 15 проекта этого закона в новой редакции вообще предусматривает согласие лица на трансплантацию по умолчанию, т.е. несогласие с изъятием органов должно быть заранее оформлено пациентом в медицинском учреждении) вряд ли дает меньшие возможности для злоупотреблений.
Не будучи верующим, я всегда с уважением относился к религии (конечно, исключая фанатизм, порой непримиримость к другим воззрениям и экстремизм, иногда чрезмерную политизацию и коммерциализацию церкви, тому подобное), как одной из важнейших составных частей духовности человека, морали. Я уверен, что нарушать нормы морали и оскорблять веру и верующих недопустимо в толерантном обществе. Именно поэтому, чтобы уменьшить количество случаев суицида, что является тягчайшим грехом с точки зрения христианства и оставляет на долгие годы глубокие душевные раны у родных и близких, государство может обеспечить цивилизованное окончание жизненного пути гражданина, приняв необходимые нормативные документы для легализации эвтаназии.
Статья 27 Конституции Украины гарантирует, что никто не может быть противоправно лишен жизни (именно противоправно!) и при разработке закона об эвтаназии достаточно внести изменения только в ст. 281 Гражданского кодекса и ст. 52 Закона от 19.11.1992 г. № 2802-XII «Основи законодавства України про охорону здоров’я», возможно, в другие законы. Затраты государства на эвтаназию не могут быть велики ни на этапе разработки закона, ни при его реализации.
2. Безуспешное обращение к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека с просьбой инициировать разработку проекта закона об эвтаназии
В 2012 году я обращался с развернутым (в меру своих обывательских знаний) обоснованием необходимости достойного завершения жизни отдельными категориями граждан к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека с просьбой инициировать разработку соответствующими комитетами Верховной Рады проекта закона об эвтаназии. Я не просил «наздогад буряків, щоб дали капусти» и о защите моих прав, полагая такое при обращении к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека абсолютно бессмысленным. Скитаясь четверть века с семьей бездомными, после увольнения с государственного предприятия всех сотрудников с большой задолженностью по заработной плате лишившись даже незаконного более-менее постоянного пристанища (военной пенсии за 26 лет службы, даже нередко меньшей прожиточного минимума, недостаточно для аренды самого убогого жилья), уволенный с военной службы по болезни с серьезными заболеваниями и лишенный ранее данного права на врачебную помощь в медучреждениях Министерства обороны, пребывая под страхом в 70 лет оказаться парализованным на шее родственников, обусловили просьбу об инициировании разработки проекта закона об эвтаназии. На обращение получен категорический отказ с подписью Валерии Владимировны Лутковской:
«… за професійних, моральних, релігійних переконань обгрунтовувати потреби суспільства у розробці проекту закону України про евтаназію Уповноважений з прав людини не буде».
Валерия Владимировна для решения проблем пожилых людей и рядовых граждан предлагала организовать широкую общественную дискуссию, но по состоянию здоровья я не мог согласиться на участие в ней.
3. Важность эвтаназии
Вопрос эвтаназии является "жизненно" важным для меня в связи со сложившимися обстоятельствами, и не только для моей семьи; поэтому всех неравнодушных к чужой боли и страданиям прошу потратить немного своего времени и принять участие в голосовании. Славянские народы всегда отличались милосердием и сочувствием, великодушием и способностью сопереживать, ставить себя на место другого, оказывали помощь попавшим в беду. Собственно, это делает человека человеком, формирует отношения в обществе, наполняет жизнь смыслом. Я сознаю, что вопрос эвтаназии является крайне неприятным для любого гражданина; любой человек, вполне естественно, сознательно или бессознательно, старается избежать его рассмотрения. А по данным МОЗ в Украине ежегодно регистрируется около 160 тысяч больных с впервые выявленными злокачественными заболеваниями. Важность вопроса подтверждается даже тем, что эвтаназии уже посвящены петиции Президенту Украины № 22/008735-еп, № 22/007986-еп, № 22/007207-еп, № 22/007158-еп, № 22/003800-еп, № 22/001637-еп, № 22/016505-еп, № 22/008700-еп, № 22/004012-еп, № 22/019254-еп, № 22/018010-еп.
О необходимости принятия закона об эвтаназии уже были поданы петиции и Верховной Раде Украины.
Я сознаю, что пройти Девять кругов регистрации на сайте Президента Украины весьма сложно. Сколько уйдет человеко-часов жизни украинцев на регистрацию 25 тысяч голосовавших, чтобы петиция только попала на рассмотрение, посчитать затруднительно. А уж экономические затраты обработки предоставленных для регистрации личных данных этого количества людей и представить невозможно.
Из ст. 10 Конституции Украины:
«В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України».
Возможно, это обращение найдет отклик у сограждан. «Прошу, как высшее из благ...»
С искренней признательностью и благодарностью всем, принявшим участие в голосовании,
Н. Рокитянский